wtorek, 3 czerwca 2008

4. Боевые действия на верхней Вилии 16.9 (схемы 9-11)

Еще 15.9 восемь рот 1-й стр. бригады 27-го арм. корпуса, следовавших через Молодечно на Кривичи, после крушения поезда бежали в направлении Борисов. Об этом обстоятельстве штаб 27-го корпуса не знал и полагал, что в Кривичи находятся 3-й стр. полк и 1-й батальон 4-го стр. полка. Командир 1-й стр. бригады с батальоном 4-го стр. полка и одном батареей в это время находился в Молодечно и вследствие перерыва связи с Кривичами точных данных об обстановке не имел. Ему было известно от железнодорожников, что в районе Вилейка появилось около 1 000 чел. немцев. Ввиду этого командир 1-й стр. бригады присужден был остаться в Молодечно, организовать разведку на фронте Вилейка, Сморгонь и оборону железнодорожного узла Молодечно. Разведку командир 1-й стр. бригады не организовал, а для охраны железнодорожных мостов через рр. Уша и Вилия им были высланы ополченцы, железнодорожники и рота стрелков 1-й стр. бригады. Тем временем командир и штаб 27-го арм. .корпуса, также не осведомленные о событиях в Кривичи, хлопотали о разгрузке Молодечненского железнодорожного узла с целью скорейшего пропуска частей 27-го арм. корпуса через Молодечно. К этому времени 1-й и 2-й стр. полки 1-й стр. бригады успели благополучно проскочить на Полоцк{28}.
Далеко за полночь с 15 на 16.9 в штабе 27-го корпуса было выяснено, что немцы угрожают железнодорожному узлу Молодечно, что связи с Кривичами нет, что в район Заскевичи проникают германские разъезды. Это обстоятельство поставило штаб корпуса перед новой задачей. В район сосредоточения корпуса вторглись немцы. Поэтому командир корпуса приказал выгрузить 304-й полк 76-й пех. дивизии в Молодечно и выслать батальон с двумя орудиями на ст. Вилейка{29}. Но утром 16.9 вместо батальона 304-го полка на ст. Вилейка были выдвинуты сотня амурского казачьего полка, батальон 4-го стр. полка и 2 орудия, а 304-й пех. полк, запасный батальон и железнодорожники приняли оборону Молодечно{30}.
16.9 9-я германская кав. дивизия, выдвигаясь в направлении Свенцяны, Поставы, имела задачей обеспечивать операцию с востока и се-
[100]
веро-востока, в частности иметь в виду защиту от возможных действий конного отряда Казнакова{31}. 3-я кав. дивизия имела задачей, овладев Вилейка, выдвигаться на Молодечно, выбросив разведывательные части для разрушения железнодорожных линий Молодечно - Лида и Минск - Смоленск{32}, 1-я кав. дивизия выдвигалась через Сморгонь на Боруны, Ошмяны и 4-я кав. дивизия через Солы на Жуйраны в тыл 10-й русской армии (в немецком тексте Виленской группы){33}. Таким образом части 3-й германской кав. дивизии могли встретить сопротивление на пути выполнения поставленных им задач 6 батальонов 27-го арм. корпуса, собранных к тому времени у Молодечно. 9-я кав. дивизия вместе с баварской кав. дивизией при пассивности частей 5-й русской армии и конного отряда Казнакова могли успешно прикрывать операцию с северо-востока, а с востока перед разведывательными частями этой дивизии отходил этапный батальон гв. корпуса
[101]
и бежал, напуганный еще в русско-японскую войну, отряд ген. Потапова (6-й и 9-й сибирские и 54-й донской второочередные казачьи полки). Части же 1-й и 4-й кав. дивизий, наступавшие на фронт Сморгонь, Солы, устремлялись пока в пустое пространство и только значительно южнее этого фронта могли встретить головные части 4-го сибирского и 36-го арм. корпусов.
Перед рассветом 16.9 на всем фронте 1-го конного корпуса было спокойно, а с рассветом части 2-й германской пех. дивизии и левофланговые части 58-й пех. дивизии перешли в наступление против 1-го конного корпуса эта фронте Соколойцы, Гайполы, Бобровники, Ворняны. Первым был атакован приданный корпусу батальон 40-го пех. полка. После короткой перестрелки батальон отошел на юг от Бобровники. Затем были атакованы части 8-й кав. дивизии, которые после перестрелки с опорожненными патронташами также отошли от Ворняны. Вскоре начала отход и 14-я кав. дивизия, ощущавшая недостаток в патронах{34}.
Высланный накануне в Завельцы, Нестанишки 14-й драгунский полк достиг места назначения, где установил наличие значительных сил пехоты, конницы и артиллерии, а также и присутствие в районе южнее Нестанишки значительных сил немцев. По дачным, собранным от местных жителей и помещиков, германская конница крупными силами с пехотными и артиллерийскими поддержками наступает на юг. Подобные сведения донесли и две сотни кубанцев посланные командиром 1-го конного корпуса на восток от Гервяты{35}.
К полудню части 1-го конного корпуса под напором немцев отошли на фронт Гудзеники, Гервяты, Чижовщина, Столбуры, Корвели{36}.
Не лишены интереса тактические подробности боевых действий частей 1-го конного корпуса. Начальник 14-й кав. дивизии ген. Петерс, как бы в опровержение известного нам воззвания командарма 10, в ходе боя доносит командиру корпуса: "Дер. Саколойцы уже занята немцами. Таким образом мой правый фланг обойден. 4-й эскадрон уланского полка прислал донесение, что на него наступают немцы и он отходит на дер. Гайполы. Если это так, то я буду окружен"{37}.
Начальник 8-й кав. дивизии ген. Киселев доносил: "В 7 ч. 45 м. утра противник повел энергичное наступление на фронте дивизии". Далее ген. Киселев сообщал, что противник густыми колоннами наступает по направлению на Будзивалы: "Пехота (40-го полка) против превосходных сил противника не может устоять и отступает. Обход противника (почти бегом) в направлении на Дубинки; левый участок ввиду этого будет отходить"{38}. Так, обе дивизии отошли ввиду охватов фланга. Но, суммируя приведенные выше донесения, командир 1-го конного корпуса изображал события несколько иначе: "С рассветом передовые части противника перешли в наступление, и к 7 час. показались колонны, которые подходили одна за другой и стремительно атаковали батальон 40-го полка между Коренишки и Бобровники и 8-ю дивизию на фронте
[102]
Бобровники, Ворняны. Первоначально главный удар противник повел восточиее Бобровники и быстро оттеснил батальон 40-го полка. Затем стремительно атаковал значительными силами пехоты Ворняны и занял местечко. Батальон и 8-я дивизия будут задерживаться на фронте Грибалы, Будзивалы и Дубники. Идет атака и на фронте 14-й дивизии, где немцы заняли Соколойцы"{39}.
К вечеру 1-й конный корпус отошел на фронт Рындзюны, Гервяты, Корвели, Дубники, где и заночевал.
Во исполнение приказа командарма от 15.9 группа командира 2-го арм. корпуса Флуга должна была перейти в наступление на восток, что по обстановке, стожившейся к утру 16.9, выводило группу Флуга во фланг 58-й и 2-й германской пех.. дивизиям, наступавшим на юг против 1-го конного корпуса. К утру в распоряжении Флуга собрались 26-я пех. дивизия, три полка 3-й гв. пех. дивизии, бригада 10-й пех. дивизии, бригада 8-й сибирской стр. дивизии, 1-я и 2-я кубанские казачьи дивизии, занимавшие район Кана, Корвели, Слободка, Захаришки{40}.
В соответствии с обычаями и традициями русских военачальников первым делом Флуг начал хлопотать не об организации наступления вверенных ему войск, Но, подобно Рузскому, о соседе своем - 1-м конном корпусе. Флуг написал Орановскому: "Прошу Вас приказать Вашему левому флангу во что бы то ни стало удерживаться в районе
[103]
[104]
Ворняны, так как в противном случие наступательная задача, возложенная на меня, становится невыполнимой. Направляю в Ваше распоряжение еще один батальон с артиллерией от Гудогай на Мали"{41}.
Эта бумага на наш взгляд неосновательна. Казалось бы, чем южнее продвинутся немцы на юг против Орановского, тем глубже пришелся бы удар группы Флуга. Но Флугу нужно, чтобы Орановский удерживался у Ворняны, а он пристроил бы к нему свой фланг. Таким образом Флуг рассчитывал, что может вести более или менее надежно фронтальное наступление, а без этого он считал наступательную задачу невыполнимой.
К полудню части 26-й пех. дивизии выдвинулись: 104-й пех. полк на фронт Корвели, Дубинки, где завязал бой с немцами, занимавшими кладбище у м. Ворняны. 102-й пех. полк занял фронт ф. Воронка, з. Боровка, 103-й пех. полк выбил немцев из г. дв. Ворона.
В то же время полки 3-й гв. пех. дивизии развернулись и, не встречая сопротивления немцев, успешно наступали: Петроградский полк от Ковалевка на Кулишки, Литовский полк на Нидзяны а Волынский полк в резерве у Слободка за стыком 26-й и 3-й гв. пех. дивизий.
Бригада 8-й сибирской стр. дивизии подходила к Захаришки, где в резерве Флуга был и 101-й пех. полк 26-й пех. дивизии{42}. До вечера войска группы еще продвинулись немного на восток, ими были заняты ф. Оголбуры, ф. Чижовщина, ф. Воронка, Нидзяны. Но на этом фронте наступление замерло. И каково было удивление и возмущение командарма, когда, проснувшись утром 17.9, он прочел донесение Флуга о том, что "на фронте корпуса ночь прошла спокойно"{43}.
На фронте 3-го сибирского корпуса немцы переправились было через р. Вилия у Буйвидзы, потеснили находившихся здесь казаков, но подошедшими резервами немцы были опрокинуты за р. Вилия.
На фронте гвардейского и 5-го кавказского корпусов немцы пытались наступать и в некоторых пунктах потеснили было русских, но вводом в бой частных резервов положение всюду было восстановлено.
На фронте прочих корпусов 10-й армии продолжались демонстрации немцев и артиллерийский огонь{44}.

Brak komentarzy: